vladimirkrym

Categories:

Шпалеры Жана Люрса.

Великий французский реформатор шпалерного искусства Жан Люрса 1892-1966, брат не менее известного архитектора-модерниста Андре Лурса принадлежал к обществу передовой космополитичной молодежи Парижа начала ХХ века. Он учился в ателье Виктора Пруве в Нанси, в ателье гравера Бернара Нодана и у мастера фресковой живописи Жана-Поля Лафитта в Париже.


Люрса писал маслом и был постоянным участником художественных выставок актуального искусства в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, в том числе знаменитого «Салона независимых», создавал эскизы декораций и костюмов для многих легендарных постановок, и бесконечно путешествовал. География его перемещений охватывала страны Ближнего Востока и даже затронула Москву (коллективная выставка западных художников 1934 года).

Гобелены по канвеПервые текстильные произведения, «гобелены по канве», Жан Люрса вышивал сам под руководством своей матери, ими стали «Зеленые Девушки» и «Вечера в Гранаде» 1917 года.
Впоследствии более крупномасштабные проекты по его картонам выполняла его первая жена Марта Хеннеберт. Так, четыре известных гобелена из серии «Бюря» которые сегодня входят в собрание Национального музея современного искусства были вышиты Хеннеберт в 1927 году.                                     

В конце 20-х–начале 30-х годов жена одного из видных французских политических деятелей Мари Кюттоли инициирует масштабный проект по возрождению популярности шпалерного искусства и приглашает ведущих художников, таких как Анри Матисс, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Фернан Леже и многих других к разработке актуальных концепций для мастерских Обюссона.Однако экспериментальным путем, учитывающим специфику техники плетения гобелена, пошел только Жан Люрса,  он разрабатывает новую методику создания гобелена. Он вводит полноразмерный эскизный картон с системой цветовой нумерации и ограничивает число цветовых оттенков до 50.

Это позволило отказаться от живописной классической шпалеры и встать на путь поиска новых выразительных средств. Для получения новых декоративных эффектов он также уменьшил плотность плетения.

В 1957 году, на пике славы, он начал свою главную работу «Песнь мира» (Le Chant Du Monde) - гобелен размером 350 м², эпическое и поэтическое видение ХХ века, взгляд художника, который без устали возвеличивал тревоги и надежды человека, придавая своему творчеству вселенский масштаб.
Его диковинный бестиарий, населенный вымышленными животными, существующими на границе с миром растений и минералов, создает симфонию шерстяных нитей, которую художник творил на протяжении всей жизни. Имя Жана Люрса все еще царит в истории гобелена ХХ века – его наследие включает более тысячи работ, больше, чем у любого другого художника-картоньера.

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened