vladimirkrym (vladimirkrym) wrote,
vladimirkrym
vladimirkrym

Category:

Свои свебы и свебский узел.



Свебы (лат. Suebi, Suevi, Suavi, Suevians) представляли собирательное название населения полиэтнической Восточной Германии, в союз свебский племён входили в основном древнегерманские племена, занимавшие в I веке до н. э. — II веке н. э. бассейн рек Эльбы, Майна, Неккара.
Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ», либо на рефлексивном местоимении от третьего лица; либо от более раннего индоевропейского корня * swe; санскрит: swa; русский: свой, свои; польский: swój, swoi, латинский: sui, каждое из них означает «СВОЙ».

Свебское море (Балтийское море) во времена географа Птолемея предстаёт Сарматским Океаном с Венедским заливом, примыкающим к побережью Восточной Прибалтики.
Во времена Тацита на востоке среди племени Свебов упоминались венеды (праславянские племена). Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики.



Тацит называл свебами все племена между Дунаем и Балтийским морем, которое именовалось — Mare Suebicum — Свебское море. Впоследствии (после Тацита) название «свебы» вытесняется в источниках названиями отдельных племён свебской группы, но не исчезает окончательно.

От и.-е. *suā-t- в славянском svatъ, первоначально означавшее только ‘свой, сородич’, от него образовано существительное svatъ и глаголы xoteti, xъteti, xvatati, xvatiti, в то время как глаголы svatati(se), svatiti(se) образованы позднее. В литовском есть слав. svatъ — ‘родич’, хотя и с завуалированным значением: svecias — ‘гость’, из *svetjas, и svetimas — ‘чужой’. В греч. όθνειος (отнеос) — ‘свой, εθνος (этнос) — чужой.


Конный воин -ХеРУСК (Cherusci) с характерным «свебским узлом» на голове, и в наряде германского воина.

В союз свебских племён входили древнегерманские племена, родственные свебам:
Херуски (нем. Cherusker, лат. Cherusci, греч. Χηρούσκοι, Χαιρουσκοί) — древнегерманское племя, относящееся к восточной группе древнегерманских племен. Конный воин -ХеРУСК (Cherusci) с характерным «свебским узлом«, и в наряде германского воина.
Гермундуры (лат. Hermunduri, герм. Hermunduren) — жившее в период с I в. до н. э. по VI в. н. э. в верховьях реки Зале, преимущественно на территории Тюрингии.
Квады (лат. Quadi), жившее в I в. до н. э. вдоль Майна, а с начала н. э. до VI века н. э. к северу от среднего течения Дуная, а также по верховьям Эльбы и Одера — на территории нижней Австрии, Моравии, Западной Словакии и Северной Венгрии. В начале V века Квады основали своё королевство в Северо-Западной Испании («Северное королевство»).
Маркоманны (лат. Marcoman(n)i, герм. «обитатели рубежей») занимавших пограничную с Римской империей территорию на левом (северном) берегу верхнего течения Дуная в 1 тысячелетии до н. э. на территории современной Саксонии и Тюрингии.
Лангобарды (лат. langobardī — «длиннобородые») вторглись в 568 году в Италию и поселились в североитальянской области Ломбардия.
Объединённые родством, все эти свебские племена называли себя * swē- «СВОИ».

Этимологи перечисляют следующие этнические имена имеющие один и тот же корень: суйоны (Suiones), самниты (Samnites), сабеллиан (Sabellians) и сабины (Sabines), что указывает на возможность более раннего более распространенного индоевропейского этнического названия «СВОИ». Среди Сабинских племён известны Вестины — Vestini, Мамертины — Mamertini, Марси — Marsi, Марручини — Marrucini, Пелигни — Peligni, Френтани — Frentani, Пичентес — Picentes, Херъничи — Hernici).

Название Свебы было хорошо известно классическим авторам как наименование одного из крупнейших групп Suebian — Свеби.
Судя по данным археологии и ономастики, значительная часть населения Свебов тесно связано с этногенезом славян.



Начиная с 1-го века до нашей эры, различные племена свебов двинулись на юго-запад от Балтийского моря и Эльбы и вступили в конфликт с Древним Римом.



Впервые свебы упоминаются в 58 году до н. э. Юлием Цезарем в связи с их вторжением в Галлию, под руководством АриоВиста (Ariovistus) перешедшие Рейн около 71 до н. э. во время Галльских войн.

Во время правления Октавиана Августа племена Свебов расширили свои земли на юг, на земли в юго-восточной части Галлии, в районах к северу от Дуная.

В это время романизированный царь свебов Маробода (Maroboduus, 30 г. до н.э. — 37 г. н.э.), из маркоманов (Marcomanni) основал первую конфедерацию германских племён в Богемии, существовавшую с 8 г. до н. э. — 17 г. н. э.

Свебские племена играли ведущую роль в государственном образовании Маробода во 2 веке н.э. Во времена правления в Риме императора Марка Аврелия (161—180 г.г) маркоманы под давлением восточно-германских племён вторглись в Италию.

Северные свебы, как часть семнонов, осели в Северной Германии, а остатки маркоманов — в римской провинции Верхняя Германия (Germania Superior).



Государство свебов в Испании (409—585 г.г.)

К концу 4-го века н.э. часть свевов вместе с вандалами и аланами через Рейн в 406 году свебские племена во главе с Гермериком (Hermeric) пересекли Рейн и ненадолго захватили Испанию, где они в конечном итоге основали королевство свебов. В последние годы упадка Западной Римской империи генерал Свебов Рицимир (Ricimer) был её фактическим правителем.

Государство свебов было завоёвано в 585 году королём вестготов Леовигильдом (568—586 г.г.), и разделило судьбу Вестготского государства.
Лангобарды позже заселили Италию и основали Королевство Лангобардов.

Оставшиеся в Германии аламманы в Баварии и Тюрингии, дали своё имя немецким регионам Швабия, Бавария и Тюрингия. Свебы участвовали в формировании высокогерманской культуры и диалектов, преобладающих в Южной Германии, Швейцарии и Австрии.
Свебы сыграли существенную роль в этногенезе современных европейских наций — австрийцев, немцев, испанцев, португальцев, западных славян, голландцев.


Швебский узел

Римский историк Тацит утверждает, что узел Suebian был прической, распространённой среди племени Suebi в Германии. Тацит сообщает, что завязанный на голове узел Suebian помогал человеку выглядеть выше и более внушительным на поле битвы.

Швебсий узел Suebian был признаком высокого статуса, и отличал свободного человека от раба. Узлы Suebian часто изображались в греко-римском искусстве. Самые сложные свебские узлы носили вожди и видные военачальники.

Во время археологических раскопок в Британии были обнаружены, так называемые, «болотные тела» — человеческие останки, которые более 2000 лет сохранялись в бескислородной среде болот, хорошо сохранились, волосы, кожа и одежда. «Болотные тела» предлагают уникальный взгляд на общество железного века Германии и Скандинавии.



Особенно интересным примером является «болотный человек», обнаруженный в 1948 году в Германии в местечке Остерби (Osterby), возраст находки около 70 — 220 годом нашей эры. Очень хорошо сохранились останки черепа, и волосы завязанные в «свебский узел», особый тип причёски распространенный среди древних германских племён в этом районе.

Остеологический анализ найденного в болоте человека Остерби показывает, что ему, скорее всего, было около 50-60 лет, когда он умер. «Свебский узел» на его голове указывает на то, что он, вероятно, был свебом и был свободным человеком, а не рабом. Возможно, он также был высокопоставленным воином, поскольку суэбский узел был символом высокого статуса.

Найденные на других местах «болотные тела», показывают, что во времена железного века, швабский узел из волос могли носить не только по бокам головы — как в случае с человеком из Остерби (Osterby), но также и на макушке или на затылке головы — как и в случае с «датгеном».



Согласно Тациту, «Свебский узел» (Suebian) это типичная мужская причёска, которую носили молодые люди из других древнегерманских свебских племён, желающие выглядеть более высокими, суровыми и мужественными на поле битвы. Однако среди самих Свебов эту причёску носили все мужчины, не только молодёжь, но и старики.



В настоящее время швабы (нем. Schwaben) — немцы, говорящие на особом швабском южно-немецком диалекте немецкого языка.
Историческую область на юге Германии, где большинство проживающих говорят на этом диалекте, называют Швабия (нем. Schwabenland), почти каждый швабский город имеет своё особое произношение. С точки зрения языкознания швабский диалект относится к алеманнской группе диалектов.

Стилизованный «Швабский узел» сохранился в национальном костюме швабов в виде пушистых шаров из ярко красных шерстяных ниток, укреплённых на шляпе.



Tags: #ДревняяГермания, #древниеславяне, #история, #свебы
Subscribe

Posts from This Journal “#ДревняяГермания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment