Categories:

«Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец». Як-38.

Именно так можно перевести кодовое обозначение советского палубного штурмовика Як-38, по классификации НАТО - "Forger-A". Як-38 (заводское обозначение: изделие 86) - первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. Самолет явился техническим развитием опытного самолета Як-36. Данный экземпляр установлен в качестве памятника на территории АРЗ в г.Евпатория. На момент съемки самолет находился в стадии косметического ремонта, с него снимали старую покраску.

Подробная история этого самолета не известна, разве что выпущен он был в Саратове в 1980 году и на нем был нанесен бортовой номер 55 "желтый".

У данного самолета складывающиеся крылья, для более компактного расположения на палубе корабля.

Самолет предназначен для взлета и посадки с места, по "вертолетному", но также были отработаны взлет и посадка с коротким пробегом. Основная стойка шасси.

Самолет оснащен тремя силовыми установками: одним подъемно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъемными двигателями РД-38. На фото видно воздухозаборник ПМД Р-28.

Кабина одноместная.

Пилотирование самолета достаточно сложное и максимально автоматизировано.

Система управления самолетом наряду с обычными органами аэродинамического управления, включает отдельную систему реактивного управления, струйные рули которой расположены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в законцовках крыла.

Пилотажно-навигационное, прицельное, радио- и радиоэлектронное оборудование обеспечивает решение боевых задач днем в простых и сложных метеоусловиях при наземном и корабельном базировании.

Система спасения Як-38 не имеет аналогов в мировой практике. Ввиду того, что на режимах вертикального взлета или посадки аварийная ситуация может развиваться практически мгновенно, то для гарантированного спасения летчика самолет оснащен системой принудительного катапультирования СК-3М.

В систему спасения входит:

  • катапультное кресло К-36ВМ с носимым  аварийным запасом, обеспечивающее спасение летчика при нулевых значениях скорости и высоты;
  • механизм сброса левой руки летчика с РУД;
  • пиромеханическую систему аварийного сброса откидной части фонаря;
  • спецснаряжение летчика (высотный морской спасательный костюм ВМСК-4 и ЗШ-5А).

В отличии от большинства подобных памятников, кабина этого самолета комплектная.

Исполнительная команда на катапультирование вырабатывается при достижении самолетом определенных углов крена, пикирования, кабрирования, а также при сочетании по знаку определенных величин углов и угловых скоростей крена, пикирования и кабрирования самолета.

За кабиной летчика видна поднимающаяся створка отсека подъемных двигателей.

На фото нерегулируемое реактивное сопло ПМД.

На нижней поверхности крыла еще сохранилась оригинальная покраска.

Его коллега в Балаклаве (Севастополь). В нижней части фюзеляжа, за створками передней стойки шасси, открыты створки сопла подъемных двигателей.

Заключительные фото с просторов интернета, автор мне к сожалению не известен. Як-38 во времена службы в ВМФ СССР.

На фото видны открытые створки отсека ПД.

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened