Category:

Школьное образование в сталинском СССР. Ч.2.

Советская система школьного образования

Общественное воспитание детей в СССР начинается с дошкольного возраста.

Государственные дошкольные учреждения, детские сады и дошкольные детские дома, предназначены для детей от 3 до 7 лет. В этих учреждениях осуществляется коммунистическое воспитание детей.

В доступных формах дети знакомятся с природой и социалистической действительностью и приобретают простейшие навыки поведения в социалистическом общежитии, ячейкой которого является и само дошкольное учреждение.

В детском саду организуется общественная жизнь детей, заполненная играми, прогулками, простейшими видами детского труда, чтением и рассказыванием доступного детям материала. Игры, труд, рассказывание вводят детей в жизнь природы, в жизнь и труд советских людей. Большое место отводится слушанию музыки, пению, ритмическим движениям с музыкальным сопровождением, рисованию, лепке, вырезыванию из бумаги и пр.

В дошкольных учреждениях устанавливается строгий санитарно-гигиенический режим и врачебный надзор, рациональное питание; детям прививаются простейшие гигиенические навыки; для укрепления здоровья широко используются природные факторы; в летний период городские дети вывозятся на дачи.

Разнообразные виды занятий и упражнений способствуют нормальному физическому развитию детей, укреплению их здоровья, развитию органов чувств и психических способностей, первоначальному формированию нравственных качеств, вытекающих из требований коммунистической морали, и, в конечном счёте, — воспитанию здоровых, бодрых, жизнерадостных детей, обладающих необходимыми данными для успешного обучения в школе.

В царской России дошкольное воспитание находилось в зачаточном состоянии. Единичные дошкольные учреждения создавались частными лицами и некоторыми общественными организациями.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции дошкольное воспитание начало быстро развиваться в соответствии с утверждёнными правительством государственными планами в области народного просвещения.

В неуклонном количественном и качественном росте дошкольных учреждений проявляется величайшая забота Советского правительства о детях и о трудящейся женщине, которая может спокойно заниматься производственной и общественной работой, зная, что в дошкольном учреждении её детям обеспечено всё необходимое для правильного их воспитания и сохранения здоровья.

Центральным звеном системы народного образования является общеобразовательная школа трёх типов — начальная, семилетняя и средняя.

Начальная школа — четырёхлетняя, в ней обучаются дети от 7 до 11 лет.

Семилетняя школа предназначена для детей от 7 до 14 лет; её первые четыре класса соответствуют начальной школе.

Средняя школа — десятилетняя, в ней обучаются дети от 7 до 17 лет; первые четыре класса средней школы соответствуют начальной, первые семь классов — семилетней школе.

В начальной школе закладываются основы для дальнейшего обучения детей в семилетней или средней школе.

Обучение в советской начальной школе коренным образом, принципиально отличается от обучения в дореволюционной школе прежде всего своим содержанием, коммунистической направленностью обучения и воспитания.

Дореволюционная начальная школа давала преимущественно элементарные навыки чтения, письма и счёта. Большое количество времени уделялось в ней религиозному обучению. Сведения по природоведению, географии и истории сообщались на уроках чтения в крайне ограниченном объёме и носили отрывочный характер.

Всякие попытки обновить содержание обучения, внести в него большую научность, расширить круг знаний по природоведению и географии подавлялись царскими чиновниками из министерства народного просвещения.

Советская начальная школа не только вооружает детей 7 — 11 лет навыками чтения, письма и счёта, но и даёт им подлинно научные знания (конечно, в доступной для детей форме). Дети получают в школе правильные представления о жизни природы, об истории родной страны, знакомятся с социалистической действительностью, воспитываются в духе любви к своей великой родине, в духе коммунистической морали.

В первых трёх классах школы дети обучаются русскому языку, арифметике, рисованию, пению и получают физическое воспитание. Научные знания о природе и обществе учащимся сообщаются на уроках объяснительного чтения, сочетаемого с наблюдениями, экскурсиями, постановкой опытов и т. д. Материал в книгах для чтения даётся с учётом образовательных и воспитательных задач школы и отличается глубоким и разнообразным содержанием. Значительное место отводится доступным детям произведениям классической и современной художественной литературы и народного творчества — сказкам, песням, пословицам, поговоркам, басням, стихотворениям, рассказам. Разнообразие и содержательность материала способствуют расширению кругозора детей, возбуждению интереса к науке, воспитанию художественного вкуса, развитию правильной литературной речи. В IV классе круг учебных предметов расширяется; кроме русского языка, арифметики, рисования, пения и физической подготовки, вводится преподавание истории СССР, географии и естествознания.

Особое внимание в начальном обучении уделяется русскому языку и арифметике, на изучение которых учебным планом отводится наибольшее количество времени по сравнению с другими предметами. В нерусских начальных школах преподавание проводится на родном языке учащихся, а русский язык введён в обязательном порядке как особый предмет изучения.

Учебные занятия в начальной школе дополняются разнообразной по содержанию и формам внеклассной работой: проведением утренников в связи с юбилейными датами и памятными днями; экскурсиями в природу, в музеи, к историческим памятникам, в колхозы и совхозы; чтением лучших образцов классической и современной художественной литературы, а также научно-популярных книг, с использованием проекционного фонаря; демонстрацией школьных кинофильмов; организацией кружков юных натуралистов, юных техников, художественной самодеятельности; катанием на лыжах, на коньках, подвижными играми и другими видами спортивно-физкультурных занятий. Всё это заполняет жизнь учащихся интересной и увлекательной деятельностью, расширяющей их кругозор, помогающей детям разумно провести свой досуг, проявить инициативу и самодеятельность.

Огромная роль в воспитательной работе с детьми принадлежит школьной пионерской организации.

Сборы пионерских отрядов и звеньев отличаются разнообразным содержанием, воспитывающим детей в духе коммунистической морали, способствующим усвоению правил и норм социалистического общежития, расширяют интересы пионеров в области науки, техники, искусства, спорта, изучения родного края.

Средним звеном в системе общеобразовательной школы является семилетняя школа. Первые её четыре класса работают по программе начальной школы, старшие (V — VII) дают знания по основам наук в таком объёме, чтобы окончившие семилетнюю школу могли успешно продолжать образование как в общеобразовательной, так и в профессиональной средней школе, а также были бы подготовлены к самостоятельному расширению своих знаний в том случае, если они прекращают обучение и устраиваются на работу в предприятиях, колхозах или в государственных и общественных учреждениях.

Десятилетняя средняя школа, завершающая систему общего образования, главной своей задачей имеет подготовку контингентов для высшей школы. Кроме того, часть окончивших идёт на работу в государственные и общественные учреждения, а также в хозяйственные организации, приобретая необходимые навыки или практически, или на целевых краткосрочных, курсах.

Быстрое овладение определённой профессией окончившими школу обеспечивается высоким уровнем общего образования, а также и некоторой подготовкой к практической деятельности, которую учащиеся получают в школе.

Первые семь классов средней школы работают по программе семилетней школы, в старших же классах (VIII — X) завершается изучение основ наук в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет социалистическое государство к общему среднему образованию, исходя из жизненных интересов советского народа, из задачи подготовки высокообразованных кадров строителей социализма, обладающих коммунистическим, марксистско-ленинским мировоззрением.

Кроме начальных, семилетних и средних школ, рассчитанных на нормальный школьный возраст, в советской системе народного образования имеются аналогичные общеобразовательные школы для молодёжи, работающей на производстве, в сельском хозяйстве и в учреждениях. Обучение во всех этих школах производится без отрыва от производства. Выпускники школ рабочей и сельской молодёжи пользуются теми же правами, что и окончившие обычные общеобразовательные школы, так как преподавание в них проводится по тем же программам.

Дети, не имеющие возможности обучаться в общих школах вследствие таких недостатков, как слепота, глухонемота, умственная отсталость, определяются в специальные школы слепых, глухонемых и умственно-отсталых. Здесь они, наряду с общим образованием в объёме начальной или семилетней школы, получают трудовую подготовку, дающую им возможность стать полезными членами социалистического общества. Начальное образование для всех этих категорий детей является обязательным.

Для детей, лишившихся родителей, организованы детские дома за счёт государства. Воспитанники детских домов обучаются в ближайших школах. Во внеурочное время дети работают в учебных мастерских, организуемых при детских домах, где они приобретают трудовые навыки, необходимые в жизни. По достижении 14-летнего возраста воспитанники детских домов направляются в ремесленные училища и средние профессиональные учебные заведения или в зависимости от способностей и склонностей продолжают образование в средней школе.

Заботы Советского государства не ограничиваются только созданием рациональной системы школьного образования и вовлечением в неё детского населения. Партия и правительство настойчиво добиваются улучшения качества работы школ.

Специальными решениями партии и правительства определены основы школьных программ и организации учебного процесса, установлены методы обучения, система проверки и оценки знаний учащихся. Главное, на что обращается внимание учителей, — сознательность, прочность и систематичность знаний учащихся, идейность обучения и связь его с жизнью, соответствие отметок, выставляемых учителями, действительному уровню знаний учащихся.

В целях улучшения качества учебной работы в школе, по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 21 июня 1944 г., введены выпускные экзамены в IV и VII классах и экзамены на аттестат зрелости в X классах средней школы, установлено награждение золотой и серебряной медалями учащихся, показавших при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи при отличном поведении. Учреждение золотой и серебряной медалей создало стимул для более глубокого и основательного усвоения учащимися установленного объёма знаний.

На базе общеобразовательной школы строится система профессионального образования — ремесленные училища и школы ФЗО, техникумы и другие средние профессиональные учебные заведения, а также высшие учебные заведения — институты и университеты.

Ремесленные училища и школы ФЗО готовят кадры квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта и строительных организаций. Созданы ремесленные училища по подготовке механиков машинно-тракторных станций и других работников сельского хозяйства. Сеть ремесленных училищ и школ ФЗО непрерывно расширяется. В течение текущей пятилетки они должны дать народному хозяйству 4,5 млн. квалифицированных рабочих.

Длительность обучения в ремесленных училищах 2 — 3 года. Основное внимание в них уделяется профессиональной подготовке. Одновременно изучаются общеобразовательные предметы, соответствующие профилю специальности будущих рабочих (математика, физика, химия и др.) и расширяющие их общекультурный и политический кругозор (русский язык и литературное чтение, история, география и Конституция СССР). В школах ФЗО обучение продолжается 6 — 12 месяцев. За это время учащиеся приобретают определённую квалификацию путём практической работы на производстве и изучают политграмоту. Содержание учащихся (общежитие, питание, обмундирование) обеспечивается за счёт государства. Ремесленные училища и школы ФЗО находятся в ведении Министерства трудовых резервов СССР.

Специалисты средней квалификации (техники, агрономы, учителя и др.) готовятся в средних профессиональных учебных заведениях — индустриальных и сельскохозяйственных техникумах, художественных и педагогических училищах, фельдшерско-акушерских школах и т. д. Длительность обучения в средних профессиональных учебных заведениях 3 — 4 года. Приём учащихся производится на основе экзаменов из числа лиц, имеющих образование в объёме семилетней школы.

Подготовка специалистов высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства производится в институтах с 4 — 5-летним сроком обучения и в университетах. Правом поступления в высшие учебные заведения на основе конкурсных экзаменов пользуются лица, имеющие законченное десятилетнее среднее образование и окончившие средние профессиональные учебные заведения. Выпускники средних школ, закончившие их с золотой или серебряной медалью, принимаются без экзаменов.

При институтах, университетах и научно-исследовательских учреждениях производится подготовка через аспирантуру научных работников и преподавателей высшей школы. В число аспирантов принимаются лица, имеющие законченное высшее образование, обнаружившие склонность и способность к научно-исследовательской работе и выдержавшие установленные экзамены. Срок обучения в аспирантуре — 3 года. Лицам, окончившим аспирантуру и успешно защитившим кандидатскую диссертацию на избранную тему, присваивается учёная степень кандидата наук.

Среднее и высшее образование по ряду специальностей может быть получено не только путём обучения в стационарных учебных заведениях, но и через разветвлённую систему заочного обучения, без отрыва от производственной работы. Заочное обучение организовано также за курс семилетней и средней общеобразовательной школы. Лицам, занимающимся самостоятельно, предоставляется право сдавать экзамены за семилетнюю и среднюю школу в порядке экстерната. Экстерны держат экзамены в школах, выделенных для этой цели областными, краевыми отделами народного образования и министерствами просвещения АССР. Выдержавшие экзамены за семилетнюю школу получают свидетельства установленного образца, выдержавшие экзамены за среднюю школу получают аттестат зрелости и приобретают право на общих основаниях поступать в средние и высшие специальные учебные заведения.

Всё это свидетельствует о подлинно демократическом характере системы народного образования в СССР, о реальной возможности не только для детей, но и для каждого советского гражданина получить желаемое им образование.

Задачи общеобразовательной школы

«Образование, — говорит товарищ Сталин, — это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках…» (Сталин, «Вопросы ленинизма»).

В руках Советского государства образование является оружием борьбы за коммунизм.

Советская школа воспитывает строителей социалистического общества, преданных партии Ленина — Сталина, ведущей наш народ к коммунизму.

Советская школа, руководствуясь во всей своей работе политикой партии и правительства, готовит высокообразованных строителей коммунизма, вооружённых теорией марксизма-ленинизма, воспитывает молодое поколение в духе коммунистической морали, в духе животворного советского патриотизма и советской национальной гордости, прививает учащейся молодёжи большевистскую идейность и принципиальность, ненависть ко всему старому, отживающему, реакционному, преданность новому, передовому, прогрессивному, формирует такие качества советского человека, как честность и правдивость, мужество и смелость, силу воли и твёрдость характера, бодрость и жизнерадостность, готовность преодолевать любые трудности, крепить силу и могущество социалистического государства, защищать его честь и независимость. Советская школа воспитывает молодое поколение в духе сталинской дружбы между народами СССР, в духе уважения ко всем народам, борющимся за своё освобождение от капиталистического и колониального рабства, прививает учащимся благородное чувство общественного долга, несовместимое с индивидуализмом и корыстолюбием буржуазной морали, воспитывает бережное отношение к социалистической собственности, уважение к советским законам и сознательную дисциплину, источником которой у советских людей является высокая идейность и преданность делу коммунизма.

Основным средством для разрешения школой всех этих задач является преподавание основ наук. Обучение вооружает учащихся знаниями, формирует их мировоззрение, воспитывает нравственные качества, отвечающие потребностям социалистического общества.

Чтобы обеспечить коммунистическое образование и воспитание молодого поколения, потребовалось коренным образом пересмотреть содержание учебных программ, всю систему организации обучения, а также строй и уклад жизни учащихся в советской школе.

Старая школа была школой зубрёжки, школой муштры, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мёртвых знаний. Такую школу, указывал Ленин, необходимо разрушить, но вместе с тем надо уметь выбрать из неё то, что необходимо для коммунизма, уметь взять всю сумму человеческих знаний, предварительно критически переработав их.

Эти указания легли в основу построения школьных программ. Из них выброшено всё, что служило эксплуататорскому обществу; вытравлена реакционная фальсификация выводов науки, производившаяся в угоду классовым интересам буржуазии и помещиков; обеспечена подлинная научность знаний, способствующая формированию у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, усвоению ими советской идеологии. Переработка программ с точки зрения единственно научной теории, теории марксизма-ленинизма, заложила прочную основу развития советской, социалистической школы, успешного разрешения ею задачи воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм.

В советской школе ни один учебный предмет не может стоять в стороне от коренных задач коммунистического воспитания. Всё преподавание в школе пронизано духом партийности, большевистской идейности. Оно служит интересам народа и социалистического государства, способствует утверждению в сознании учащихся благородной и возвышенной советской идеологии. Воспитание проводится с учётом особенностей содержания каждого предмета и возрастных возможностей детей.

Важнейшей задачей воспитательной работы школы является воспитание советского патриотизма — одной из движущих сил развития нашего общества — и советской национальной гордости, предупреждаю-ших проникновение в сознание молодого поколения низкопоклонства перед буржуазной культурой, раболепия перед иностранщиной, которое было реакционной традицией господствующих классов царской России и входило составной частью в идеологию внутренней контрреволюции после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Решающее значение для воспитания советского патриотизма и национальной гордости имеет ознакомление учащихся на уроках истории, Конституции СССР, литературы, географии с преимуществами советского социалистического строя перед строем капиталистическим; яркий показ героических подвигов советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в годы выполнения сталинских пятилеток и восстановления разрушений, причинённых нашей стране немецко-фашистскими варварами; показ высокого морального облика советских людей; превосходства социалистической культуры и науки над буржуазной культурой и наукой; самоотверженной борьбы передовых деятелей прошлого и народных масс против царизма, крепостничества и капиталистической эксплуатации; показ руководящей и организующей роли партии большевиков, которая под водительством Ленина и Сталина привела советский народ к всемирно-историческим победам.

Развитию и углублению чувств советского патриотизма и национальной гордости способствует ознакомление учащихся на уроках физики, химии, естествознания, математики с великими деятелями русской и советской науки, обогатившими мировую науку величайшими открытиями и приумножившими славу народов нашей страны (Ломоносов, Менделеев, Лобачевский, Попов, Яблочков, Сеченов, Павлов, Мичурин и др.).

Знания, которые сообщаются учащимся в советской школе, необходимы им для жизни, для активного участия в социалистическом строительстве. Одновременно эти знания являются фундаментом для формирования марксистско-ленинского мировоззрения, большевистской идейности, моральных качеств советского человека. Без вооружения учащихся глубокими, сознательными и прочными знаниями школа не может вносить в сознание учащихся советскую идеологию, воспитать из них людей, творчески владеющих марксистско-ленинской теорией, — этим могучим средством социалистического преобразования общественной жизни, орудием построения коммунистического общества. Вот почему партия и правительство уделяют исключительное внимание улучшению качества обучения в школе, заботясь не только о программах и учебниках, но и об организации, о методах обучения, об усовершенствовании способов проверки и оценки знаний учащихся, о создании у них здоровых стимулов для более глубокого и основательного усвоения основ наук.

Советская школа ставит также своей задачей максимальное удовлетворение интересов молодёжи, расширение её общественно-политического кругозора, формирование индивидуальных интересов в различных областях науки, техники, литературы, искусства, спорта. В основном эти задачи разрешаются на уроках, ибо учебный план и программы нашей школы отражают все стороны многогранной социалистической культуры. Однако у учащихся есть и такие интересы, которые выходят за рамки учебных программ. Они зарождаются на уроках, под влиянием окружающей социалистической действительности, в процессе самостоятельного чтения и т. д. На удовлетворение этих интересов и запросов молодёжи направлена внеклассная и внешкольная работа. Формы её проведения отличаются большим разнообразием — кружки, лекции, доклады, литературные диспуты, экскурсии, концерты, спектакли, утренники, вечера, художественные олимпиады, спортивные соревнования, походы в целях изучения родного края, выставки творческих достижений и пр. Каждый учащийся добровольно, в соответствии с преобладающими у него интересами, включается в тот или другой вид внеклассной работы, развивает и совершенствует свои способности с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для обогащения материальной и духовной культуры страны социализма.

Кроме школ, большую работу с учащимися во внеурочное время проводят детские внешкольные учреждения — дворцы и и дома пионеров, станции юных техников и юных натуралистов, дома художественного воспитания, экскурсионно-туристические станции, детские парки культуры и отдыха, стадионы, водные и лыжные станции, спортивные школы. В летнее время организуются детские площадки и пионерские лагери, ежегодно охватывающие несколько миллионов детей. Обширная сеть детских внешкольных учреждений — центральных, областных, районных — является гордостью советского общества и лишний раз свидетельствует о той величайшей ленинско-сталинской заботе, которой в нашей стране окружено подрастающее поколение будущих строителей коммунизма.

Школа готовит детей для трудовой жизни в условиях советского, социалистического общества, где массы принимают активное участие в управлении государством, имеют право на объединение в различные общественные организации, право участия в митингах, собраниях, демонстрациях и т. д.

Поэтому навыки общественной жизни, чувство коллективизма, умение сообща разрешать вопросы в интересах всего коллектива прививаются детям с самых первых шагов пребывания их в школе. Дежурства в классах, выборы и работа классных организаторов, старост кружков, комиссий по проведению различных массовых мероприятий, создание ученических комитетов, ведающих вопросами жизни всего ученического коллектива, — являются серьёзной школой общественного воспитания детей, постепенного приобщения их к последовательно демократическим порядкам, характеризующим советское общество, развития организаторских талантов и способностей, необходимых активным участникам социалистического строительства.

Наиболее активная, передовая часть учащихся, начиная с 9-летнего возраста, объединяется на добровольных началах в массовую детскую политическую организацию юных пионеров. Пионерская организация, всемерно развивая самодеятельность детей, осуществляет политическое воспитание своих членов, ведёт борьбу за высокую успеваемость пионеров, за глубокое усвоение ими основ наук, за укрепление сознательной дисциплины, за разумную организацию детского досуга.

Огромная роль в коммунистическом воспитании учащихся старших возрастов принадлежит школьным комсомольским организациям, объединяющим передовую, наиболее сознательную и политически активную часть учащихся, способную вести за собой весь ученический коллектив. Работа комсомольских и пионерских организаций составляет неотъемлемую часть всей работы школы по коммунистическому воспитанию учащихся.

Советская школа призвана воспитывать «отважное племя строителей социализма» (Жданов). Она успешно разрешает эту задачу, будучи вооружена передовой марксистско-ленинской педагогической теорией, вдохновляясь великими идеями построения коммунистического общества. Работники советской школы твёрдо помнят, что «советский строй не может терпеть воспитания молодёжи в духе безидейности, в духе безразличия к политике. Необходимо оградить молодёжь от тлетворных чуждых влияний и организовать её воспитание и образование в духе большевистской идейности» (Жданов).

Кадры народного образования

Для новой, советской школы, коренным образом отличающейся от школы буржуазной, потребовались и новые кадры учителей, преданных делу коммунизма, готовых самоотверженно служить социалистической родине в благородном и ответственном деле образования и воспитания подрастающего поколения. Лучшая часть учителей дореволюционной школы, наиболее передовая и прогрессивная, тесно связанная с народом, знающая его чаяния и стремления, быстро встала на позиции советской власти и с энтузиазмом приступила к созданию новой школы, получая от Советского государства помощь и все условия для овладения марксистско-ленинской теорией коммунистического воспитания как руководством в своей практической работе.

Одновременно с перевоспитанием старых учительских кадров в нашей стране проведена и проводится огромная работа по подготовке новых учителей, проникнутых идеями коммунизма. Учителя начальных школ и I — IV классов семилетних и средних школ готовятся в четырёхгодичных педагогических училищах. Учебный план и программы училищ построены так, чтобы обеспечить будущим учителям серьёзную общеобразовательную, политическую и профессионально-педагогическую подготовку для преподавания всех предметов в начальной школе с I по IV класс включительно. Существуют также особые педагогические училища и отделения при общих педагогических училищах по подготовке преподавателей физического воспитания.

Подготовка учителей V — VII классов семилетних и средних школ проводится в двухгодичных учительских институтах на отделениях русского языка и литературы, историческом, естественно-географическом и физико-математическом.

Для подготовки учителей VIII — X классов средней школы созданы четырёхгодичные педагогические институты с факультетами русского языка и литературы, историческим, географическим, физико-математическим, биологическим, иностранных языков, физической культуры. На работу в среднюю школу направляется также значительная часть оканчивающих государственные университеты.

При педагогических учебных заведениях имеются заочные отделения для учителей, не имеющих образования, соответствующего занимаемой должности. Обучение на заочных отделениях проводится без отрыва от работы в школе.

В целях систематического пополнения и обновления знаний, полученных учителями в педагогических учебных заведениях, в стране организована разветвлённая система повышения квалификации педагогов. В основном эта работа в виде курсов различной длительности проводится областными, краевыми и республиканскими институтами усовершенствования учителей. Значительная часть работы по повышению квалификации учителей возлагается также на стационарные педагогические учебные заведения (педагогические училища, учительские и педагогические институты, университеты). Через систему повышения квалификации ежегодно проходят десятки тысяч учителей.

Для оказания учителям повседневной методической помощи созданы районные, городские, а в некоторых союзных республиках и областные педагогические кабинеты. Учителя имеют возможность получать методическую помощь и обмениваться педагогическим опытом также в своих методических объединениях — кустовых (несколько ближайших школ) для учителей I — IV классов и районных для учителей V — X классов. Традиционными стали ежегодные районные и городские учительские совещания перед началом учебного года и в зимние школьные каникулы.

В помощь учителям и школам издаются педагогические и методические журналы, методические руководства, книги по педагогике и психологии. Кроме повышения деловой квалификации, все учителя систематически занимаются самостоятельно и в кружках изучением теории марксизма-ленинизма. В основе этой работы лежит изучение «Краткого курса истории ВКП(б)», биографий Ленина и Сталина, а также сочинений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

Научная разработка вопросов образования, обучения и воспитания подрастающего поколения осуществляется Академией педагогических наук РСФСР, созданной правительством в годы Великой Отечественной войны. Создание Академии является одним из свидетельств того огромного внимания, которое партия и правительство уделяют школе, развитию народного образования в стране.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened