Categories:

Городская усадьба Нарышкиных и её обитатели.

Городская усадьба Нарышкиных (дом Цурикова) на Гоголевском бульваре исторически связана с памятью о послепожарной Москве, победе над Наполеоном и с трагедией декабристов и их близких. Здесь жили представители знаменитых русских родов, судьбы многих из них удивительны, а некоторых трагичны. Это герои Бородинского сражения, это декабристы 1825 года, это великие русские молитвенницы. Вновь возвращаюсь к истории этой усадьбы и её обитателей...

В доме на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевском) выросли дети подполковника Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и Варвары Алексеевны, урождённой княжны Волконской (1760-1827). В семье было 9 детей: 6 сестер и 3 брата. Один из сыновей - Михаил Михайлович Нарышкин (1798-1863), участвовал в переговорах Северного и Южного обществ, готовил выступление офицеров в декабре 1825 года. В это время здесь бывали К.Ф. Рылеев, декабристы Е.П. Оболенский, И.И. Пущин и другие представители их круга. Арестован Михаил Нарышкин был в этом доме и сослан на 12-летние каторжные работы в Сибирь. Его жена бывшая фрейлина, графиня Елизавета Петровна Коновницына (1802-1867), лишившись единственного ребенка - дочери, умершей в 1826 году, последовала за ним в Сибирь.

Михаил Михайлович Нарышкин. Неизвестный художник. Начало 1820-х.

Младшая сестра Маргарита (1781-1852) стала супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова. Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга во всех боевых походах и сражениях, разделяя с ним невзгоды военной жизни.
После рождения сына Николая в 1811 году Маргарита Михайловна, проводив мужа до Смоленска, вернулась к родителям в Москву, в дом на Пречистенском бульваре.
В Бородинском сражении А.А. Тучков, будучи командиром Ревельского полка, находился среди героических защитников Семёновских (Багратионовских) флешей. Во время одной из атак французов, когда неприятель захватывал Семеновские флеши, генерал А.А. Тучков, взяв полковое знамя, кинулся вперед, увлекая за собой солдат в штыковую атаку, и героически погиб.

Портрет А.А. Тучкова работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

После Бородинского сражения Маргарита Михайловна поехала на Бородинское поле, но среди убитых не нашла своего мужа. Продав все свои драгоценности, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа сооружением небольшой церкви на месте, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его гувернанткой в небольшой сторожке.
Ссылка брата М.М. Нарышкина и неожиданная кончина сына Николая в 15-летнем возрасте, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле, а потом основала там Спасо-Бородинский монастырь и стала монахиней Марией.

Маргарита Тучкова (Игумения Мария)

Судьба распорядилась так, что ни у Маргариты Михайловны, ни у Михаила Михайловича Нарышкиных потомков не осталось.

1. Двухэтажный особняк Нарышкиных стоит на высокой стороне Гоголевского бульвара. Величественное здание с колонным портиком высится над остальными постройками усадьбы.

2. Ансамбль усадьбы сложился в основном в 1790-х годах. Он зафиксирован с именем тогдашнего владельца Цурикова в числе 103 зданий в "Архитектурном альбоме" М.Ф. Казакова. Это позволяет отнести усадьбу к выдающимся образцам архитектуры русского классицизма.
Центральную часть составляет построенный на основе каменных палат XVII века дом с пилястровым портиком и лепниной на главном фасаде. Более скромно решёны каменные двухэтажные и крылья, примыкающие к заднему фасаду.

Верхняя площадка парадной лестницы. Главный фасад дома. Фото второй половины XX века

3. Нижняя часть фасада обработана рустом - и на главном здании и на флигеле.

Флигель

4. Парадный двор между ними замыкал проездной, полуциркульный в плане каменный одноэтажный корпус служб. Въезд по традиции был со стороны переулка. С севера и с юга к дому примыкали широкие дворы. По северной границе, видимо, уже стоял существующий ныне одноэтажный служебный корпус. Полуциркульный корпус служб сохранился не полностью.

Генплан: 1 - Главный дом. 2 - Флигель. 3 - Ограда. 4 - Служебный корпус. 5 - Поздние постройки. План первого этажа. План второго этажа

История здания такова: В XVII веке на этом участке стояли каменные палаты, в 1790-е годы ставшие основой центрального дома усадьбы. В 1793 году владение принадлежало княгине П.В. Вяземской, а с 1800-го - действительному тайному советнику Е.Л. Цурикову. В плане этого года была только правая часть здания - полуциркульный одноэтажный флигель. В 1802 году дом числился за вдовой Цурикова. Тогда же полуциркульное строение завершили и соединили с правой частью дома.
В 1806 году оно перешло к князю Н.Г. Вяземскому. С 1808-1810 годов домом владела В.А. Нарышкина (урожденная Волконская), жена М.П. Нарышкина. После пожара 1812 года дом получил новую обработку фасадов. После смерти В.А. Нарышкиной (1827) ее наследники в 1830 году продали дом удельной конторе. Здание получило ампирное оформление. До Октябрьской революции дом принадлежал Министерству народного просвещения. Здесь у начальника Удельной конторы И.И. Маслова в 1850-1870 годах останавливался, приезжая в Москву, И.С. Тургенев. Гостями были А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, А.Н. Плещеев, А.А. Фет, Я.П. Полонский и другие деятели русской культуры. В 1936 году на фасаде здания появились окна, пробитые из антресолей, в 1948-м были перестроены службы.

5. В 1969 году, после полной реконструкции, в здание переехало правление Союза художников СССР, а сейчас в этом особняке размещается московский Музей современного искусства.

6. В центральной части фасада пять окон удлиненных пропорций с полуциркульным завершением, под окнами - ажурные балюстрады. На фасаде под окнами верхнего этажа первоначально располагался орнамент в виде полосы двуглавых орлов (не сохранился). На фронтоне был двуглавый орел и дата - 1810 год (были сняты в 1936 году). Орлы были добавлены, когда владение перешло от Нарышкиных в Удельное ведомство. Тогда же был построен служебный корпус на северной границе участка, выходящий на бульвар торцом.

7. Массивный портик с шестью колоннами коринфского ордера, ритмично повторяющимися с равными интервалами, выступает из плоскости стены, выходящей на красную линию улицы. Стволы колонн гладкие, капители лепные, базы стоят на кубообразных постаментах. На стене здания шесть пилястр того же ордера, повторяющих ритм колонн.

8. На стене дома установлена мраморная доска с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, - память о собраниях тайного общества декабристов, на другой мемориальной доске на сером граните - барельеф И.С. Тургенева.

9. Между домом и флигелем по бульвару стоит каменная ограда того же времени с глухими арочными нишами.

10. Фасад построенного в начале XIX века по линии бульвара каменного двухэтажного жилого флигеля расчленён крупными тосканскими пилястрами.

11. Сохранилось оформление парадного вестибюля главного дома конца XVIII - начала XIX веков.

12. Лепной карниз, маленький купол на лестничной площадке напоминают характерный почерк архитектора М.Ф. Казакова.

13.

14. Кроме того, внутри здания до сих пор можно увидеть своды подвального этажа палат, построенных ещё в XVII веке.

15. Внутренний двор особняка занят работами Зураба Церетели, среди них скульптурная композиция "Жены декабристов. Врата судьбы" (2008).

16. Часовня, посвященная святому Георгию в окружении скульптур святых и деятелей церкви, изначально предназначалась для установки над комплексом Охотного Ряда, а оказалась во дворе казаковского дома. Считается, что она стоит в память о церкви Ржевской Божьей Матери, которая находилась до 1929 года на месте дома № 8.

17.

18. В 2009 году особняк стал площадкой Московского музея современного искусства, его внутреннее пространство изменилось, но знакомые виды на бульвар всё те же.

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened