Categories:

Норникель — рудник «Таймырский».

Мечты должны сбываться! Для этого надо не так уж много — необходимо очень сильно хотеть этого. Собственно, обойдя много десятков километров шахты и подземных выработок, очень хотелось попасть на настоящий рудник. Я был в угольной шахте подмосковного бассейна — шахта «Подмосковная», но она была уже законсервирована. А хотелось посмотреть настоящую разработку руды. И, конечно, чем глубже, тем лучше.

В прошлом году по приглашению компании «Норникель» я отправился в Норильск. Там я прочитал лекцию по промышленной фотографии и посмотрел медный завод. Там же сбылась одна из моих мечт — я спустился на 1300 метров в рудник «Таймырский», где идет добыча сульфидных медно-никелевых руд.

Рудник начали строить в 1974 году и вскрытие залежей руд было произведено шестью стволами. Самый глубокий ствол рудника сейчас уходит более 1500 метров вниз, причем по плану его доведут до отметки 1800.

В Норильске компания разрабатывает три месторождения («Октябрьское», «Талнахское» и «Норильск-1») из пяти рудников — «Заполярный», «Комсомольский», «Октябрьский», «Таймырский» и «Скалистый». Каждый рудник осваивает свою часть месторождения и разные горизонты. Например, рудник «Октябрьский» ведет добычу до 900 метров. А начиная с этой отметки уже работает «Таймырский».

1. Во время норильской экспедиции в 1920 году на Хараелахе побывал Н. Н. Урванцев, обнаружив здесь богатые месторождения каменного угля, но выходов окисленных сульфидных руд, подобных норильским, им встречено не было. Разработка месторождений Хараелаха и строительство рабочего посёлка начались после обнаружения здесь экспедицией Г. Д. Маслова в 1960 году богатого месторождения медно-никелевых полиметаллических руд. 24 августа 1960 года была заложена первая скважина, с которой начался Талнах. На фотографии две башни слева — копры рудника «Комсомольский»

2. В 1964 году Талнах получил статус рабочего посёлка, в 1982 году — статус города. В 2004 году Талнах был лишён статуса города, был включён в городскую черту города Норильска и в 2005 году преобразован в административный район города Норильска. Пейзаж города суров, но по-своему красив. На фото панорама рудника «Таймырский», Норильская ТЭЦ-2, горы и всяческие копры.

.::кликабельно::.

3. Норильская теплоэлектроцентраль №2 (ТЭЦ-2) построена в период с 1965 по 1989гг. по проекту Ленинградского отделения института «Теплоэлектропроект» и предназначена для покрытия тепловых нагрузок Талнахского промрайона и жилого комплекса г.Талнах, и отпуска электроэнергии ГМК. Установленная мощность 425 МВт.

4. Слева четыре копра рудника «Октябрьский». Два скиповых и два клетьевых. Справа копры рудника «Таймырский».

.::кликабельно::.

5. Один скиповый подъем (Скип — подъёмный, саморазгружающийся короб (клеть), служащий для подъёма сыпучих и мелкокусковых грузов, движущийся с помощью канатов по направляющим приспособлениям скипового подъёмника. Скипы служат для подъёма на поверхность угля, руды и других полезных ископаемых в горнорудной и металлургической промышленности. Их также применяют для загрузки шихты в доменные печи.) и один клетьевой. Вот эти два ствола уходят сейчас на глубину 1500 метров. Нам туда!

6. Чтобы вы хоть примерно представляли, что такое рудник. И объем его выработок.

7. Ламповая. Здесь заряжают налобные фонари. На шахте они называются коногонками. Она же лампа, правильное название — светильник головной — индивидуальный осветительный прибор, используемый шахтёрами. Название произошло от профессии коногона — рабочего, сопровождающего поезда подземной конной откатки. Именно его «несут с разбитой головой» в старинной горняцкой песне. Коногоны первыми стали носить рудничную лампу на околышке головного убора. Сейчас это не только светильник головной. В них встроен маяк, который с помощью подземной системы пеленгации может отслеживать перемещения всех шахтеров.

8. Зона ожидания для посадки в клеть.

По технике безопасности отделена от самого ствола. За вертушками проход уже к клетям.

9. Два крана справа — понятно, руки помыть. А вот что за кран слева? Ответ прост, но очень не очевиден.

10. Заходим в клеть и спускаемся на отметку 1100 метров. С неё начнем осмотр рудника и уже своим ходом спустимся на 1300. Клеть едет быстро, уши закладывает.

11. Сотни километров подземных выработок только на одном руднике. Вот тут я прекрасно понимаю, что без сопровождающего я скоро заблужусь. Не, выберусь конечно, но не сразу. Чего уж там, я был впечатлен, конечно.

12. Пешком доходим до подземной станции. Далее шахтные автобусы развозят по месту работы. Крепь, как видите, набрызгбетон с анкерами.

13. Первый маршрут не мой. В шахте строжайшие меры безопасности. Расписаны правила поведения людей, техники, кто кому и как уступает. Этот тот случай, когда не соблюдение правил чревато.

14. Все сотрудники ходят с самоспасателями. Еще на поверхности, когда был инструктаж, инструктор удивился, что я знаю, что с ним делать и как. Ну 20 лет подземного опыта в метрострое все же не проходят даром :)

15. «Автобус» уезжает куда-то в даль.

16. Я там проникся, причем сразу. Все очень необычно, по сравнению с метростроевской шахтой.

17. К запасному выходу, вентиляционному стволу 2,2 километра. Всего лишь.

18. Едем! Наш водитель по памяти ориентируется в выработках.

19. А их длина там более 500 километров, что сопоставимо с Московским метро. И это только на одном руднике!

20. Из-за углов выезжают какие-то самосвалы, буровые и просто неведомые транспортные средства. «Вспомнить все» — единственная ассоциация.

21. Первая остановка на рабочем горизонте. Здесь идет добыча руд или подготовка к ее добыче.

22. Сейчас идет обуривание забоя для шпуров, в которые будет заложена взрывчатка.

23. Всего на руднике работает около 1800 человек.

24. Добычу ведут снизу вверх. Т.е. проходят нижнюю штольню, потом бурят наклонные скважины вверх. Закладывают взрывчатку и откалывают породу. Потом из верхней штольни получившийся штрек будят бетоном.

25. А это уже рабочий штрек. Породу вывозят на таких погрузчиках.

26. Вид штрека без породы. Заходить внутрь категорически нельзя — свод никак не укреплен. Видите, камень висит — чихнешь, свалится на голову.

27. А вот погрузчик заезжает внутрь без водителя. Он им управляет по радиопульту. Вообще, этот рудник один из самых технологических в компании.

28. Едем дальше.

29. Маска, очки, каска и т.д. Все то, что называется СИЗ — индивидуальные средства защиты. Ремень под подбородком обязателен! Вообще за ТБ смотрят там драконовски.

30. Одна из множеств подземных развилок. Мы уже спустились на горизонт 1300 метров и идем к стволу обратно.

31. Но по дороге заглядываем на опрокидыватель вагонов.

32. Здесь руда из вагона попадает в дробилку, а потом в скиповый подъемник.

33. Опрокидыватель. У нас на шахтах они тоже есть, но весьма мелкие.

34. В опрокидыватель заезжает сразу два вагона.

35. Они не расцепляются, сцепка позволяет крутиться на 360 градусов.

36. Раз и готово. Вся руда в бункере.

37. В целом очень красивое и атмосферное место.

38. Уже все, время вышло. Сопряжение двух штолен. Мне идти налево — там выход.

39. За дверью так называемый вокзал — зона ожидание клети.

40. А компания открывает новые рудники. На фотографии свежие стволы рудника «Скалистый». Он вышел на проектную отметку — минус 2056 м. Это самый глубокий рудник компании «Норникель», который также является самым глубоким в Евразии. Стволы рудника вскроют самые глубокие залежи Октябрьского месторождения.

Огромное спасибо компании «Норникель» за осуществление мечты и возможность увидеть рудник своими глазами!

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened