В Падуе. Утраченные фрески Мантеньи.

Мы направляемся к комплексу городских музеев Эремитани. Кроме капеллы Скровеньи в этот комплекс входят старейшая церковь Эремитани, Археологический музей, Пинокатека (Музей средневекового и современного искусства), палаццо Цукерманн (Музей декоративного и прикладного искусства). В мыслях было - не совмещать посещение капеллы с другими музеями. Но получилось немножко не так - в один день мы увидели фрески Джотто и Мантеньи.

До второй мировой войны Падуя гордилась двумя величайшими шедеврами итальянского Возрождения - фресками Джотто в часовне Скровеньи и фресками Андреа Мантеньи в церкви Эремитани. Но в ходе северо-итальянской операции союзников (США, Великобритания, Польша) церковь Эремитани сильно пострадала при бомбардировке. Фрески Мантеньи почти полностью были утрачены. Соседняя капелла Скровеньи удивительным образом не пострадала.

Здания, реконструированные пocле бомбардировок 1944 гoдa, входили в комплекс монастыря августинцев-отшельников.

Монастырь просуществовал до XIX века, пока Наполеон не разместил здесь казармы. Сейчас дворы монастыря являются частью комплекса городских музеев.

Старейший археологический памятник Падуи - остатки древнеримского амфитеатра (70-60 годы до н.э.).

На территории бывших монастырских дворов то тут, то там встречаются современные скульптуры.

Строительство монастыря монахов августинцев-эремитов началось в середине XIII века, сразу после основания этого отшельнического ордена папой Александром IV. Церковь Эремитани была построена немного позже, в 1276 году.  Её освятили в честь святых Филиппа и Иакова. К этому времени это место уже было популярно у паломников, приходивших поклониться этим святым. Точно не известно, кто именно был автором проекта здания. Церковь - однонефная, сложенная из кирпича и белого камня, и имеет ложный портик (псевдогалерею с колоннами, прилегающую к фасаду). На фасаде - готическое окно.

Церковь Эремитани, или церковь Отшельников, - не только историческая, но и архитектурная достопримечательность. Дело в том, что особенностью церкви является крыша Фра Джованни Эремитани, того самого который построил крышу Паллацо делла Раджоне. Стены и потолки украшали уникальные фрески Андреа Мантенья, Гварьенто и Ансуино да Форли. Этот древний однонефный храм практически полностью повторяет обычные постройки августинцев с большим общим пространством.

В алтарной капелле - фрески падуанского художника Гварьенто (1310-1370), а также большое резное деревянное Распятие.

Крест выполнил венецианец Николетто Семитеколо.

Интерьер церкви простой и ясный, внутреннее пространство наполнено воздухом. В нём удивительным образом сохраняется аура древности - благородная и сдержанная. Огромный неф покрыт деревянным потолком со сводами. Очень красиво смотрится темный теплый цвет дерева на потолке и светлая полосатая поверхность стен из розового кирпича и белого камня.

Эти прекрасные деревянные своды без опор создал знаменитый Фра Джованни Эремитани.

Боковой алтарь работы Стефано да Феррара (считается учеником Томмазо да Модена).

Кроме того, в церкви Эремитани находятся гробницы двух правителей Падуи XIV века - Убертино да Каррара и Джакомо II да Каррара с эпитафией Петрарки. Надгробие последнего перенесено сюда из разрушенной в 1820 году церкви святого Августина. Джакомо II был не худшим правителем Падуи: поддерживал мир с соседями, от Вероны до Венеции, дружил с Петраркой, которому предоставил пост каноника в соборе. Именно Петрарка написал эпитафию (под саркофагом).

Обе гробницы выполнены скульптором Андриоло де Санти. Скульптор использовал здесь необычное решение: крылья нижних ангелов выполнены из меди и в начищенном состоянии должны были казаться золотыми, но теперь потемнели.

Анонимные "Распятие" и "Бичевание Христа"

Фрагменты удивительной фрески с изображением Христа.

Арка работы Гварьенте, автора "Ангелов" из музея Эремитани.

Роспись капеллы Св. Августина в церкви Эремитани - Джусто де Менабуои (Падуя, ок. 1370)

В правой капелле около алтаря находятся фрески Мантеньи и стенды с рассказом о том, как их пытались восстановить из множества кусочков по черно-белым фотографиям. В настоящее время сохранились только две сцены и несколько фрагментов, которые были восстановлены к 2006 году. Работы продолжались более 50 лет.

Антонио Оветари, падуанский нотариус, в своём завещании распорядился выделить немаленькую сумму денег для создания фамильной часовни в церкви Отшельников. Вдова Оветари в 1448 году наняла нескольких художников, в числе которых был и 17-летний Андреа Мантенья. Работа длилась с перерывами до 1457 года, все росписи Мантенья завершил в одиночку.

Фрески Мантеньи (1431- 1506) из цикла Житие св. Христофора (перенесение тела св. Христофора)
Найденные в руинах капеллы мелкие цветные фpaгменты живописи Мантеньи дополнены серыми контурами утраченных изображений.

Реконструкция фресок капеллы Оветари.

Ансуино да Форли, Боно да Феррара, Андреа Мантенья. Житие святого Христофора. Житие Святого Якова
На крайней слева фреске изображен Святой Иаков, направляющийся под конвоем к месту казни. Ворота, через которые Иакова ведут на казнь, - это римская триумфальная арка, а солдаты эскорта облачены в доспехи римских легионеров, скопированные с римских рельефов. Вся композиция пронизана суровым духом римской монументальности. Шествие внезапно остановилось, поскольку один из конвойных, раскаявшись, бросился к ногам Иакова с мольбой о благословении. Святой, неторопливо обернувшись, осеняет его крестным знамением. Двое других солдат созерцают эту сцену, один - равнодушно, второй - вскинув руки в выразительном жесте сочувствия. Арка обрамляет группу главных персонажей и отделяет ее от толпы теснимых стражей зевак.

Андрея Мантенья. Шествие Святого Иакова на казнь. Около 1455. Автопортрет
От изумительных фресок Мантеньи, принадлежащих к числу величайших произведений мировой живописи, остались одни осколки ...

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened