Categories:

Витебск. Прогулки по городу.

Сегодня мы побываем в Витебске - втором древнейшем городе Белоруссии и четвёртом по численности населения городе страны. Согласно летописям, Витебск был основан в 974 году на пути "из варяг в греки" в месте впадения речки Витьбы в Западную Двину, причём по одной из легенд, город был основан несколько ранее и самой правительницей Киевской Руси княгиней Ольгой. Расположение на пересечении важных торговых путей способствовало развитию города как важного центра славян-кривичей, восточнославянских племён, живших в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. История города охватывает более тысячелетия и во многом схожа с историей соседнего Полоцка, о котором я писал в прошлый раз - восточнославянские племена и княжества, постепенно отошедшие от влияния киевских князей  -  период влияния литовских князей - Великое княжество Литовское и Речь Посполитая -  Российская Империя, Наполеон, война 1812 года - революция - советская власть - война, фашистская оккупация, уничтожение евреев, составлявших около трети населения города, подпольная партизанская борьба, освобождение - долгое послевоенное восстановление, период СССР -  областной центр современной Белоруссии. Сегодня старинный центр Витебска, сильно пострадавший и практически уничтоженный во время исторических коллизий XX века, хорошо отреставрирован и в значительной степени восстановлен.

1. Место основания Витебска - впадение Витьбы в Западную Двину. Холм над устьем Витьбы называется Успенской горой. Сегодня на этом холме высится Успенский собор - памятник архитектуры в стиле Виленского барокко. Он был построен в 1743-1777 годах как католический. С 1799 года стал православным. После революции собор закрыли, а в 1936 году взорвали. Успенский собор был воссоздан в 2001-2011 годах. На этой фотографии он ещё частично в лесах, а сама Успенская гора ещё облагораживается. Сегодня все эти работы закончены, и место основания Витебска выглядит просто открыточно.

2. Успенский собор.

3. Буксир на Западной Двине. На территории Белоруссии по реке перевозятся строительные грузы.

4. Прогулка по улочкам Старого Витебска.

5.

6. Яркая доминанта города - Воскресенская (Рынковая) церковь. Судьба её похожа на судьбу Успенского собора. Храм на рыночной площади стоял испокон веков, неоднократно перестраивался, разрушался и восстанавливался. В разные исторические периоды он был то православным, то униатским. В нынешнем облике храм был построен в этом месте в 1772 году - типичный католический храм в стиле Виленского барокко. В 1834 году он стал православным, в 1936 году разрушен, а восстановлен в нынешнем виде уже в наши дни, в 2009 году. Сегодня это действующий православный храм.

7. Исторический центр Витебска частично превращён в пешеходную зону.

8. Городская ратуша была построена 1775 году. Это одна из немногих доминант Старого Витебска, пережившая XX век и сохранившаяся до наших дней в оригинальном виде. Большинство других ярких исторических фасадов старого города были либо разрушены во время войны, либо (как многие церкви) уничтожены в советское время. Их восстановили уже в 90-е и 2000-е.

9. На башне ратуши расположена смотровая площадка, откуда открывается красивая панорама. Вид на кварталы старого города и Успенский собор.

10. Воскресенская церковь и улица Ленина.

11.

12. Витебск - родина выдающегося живописца, графика и поэта Марка Шагала. Здесь он родился, провёл детские и юношеские годы. В Витебске сегодня действует дом-музей Шагала.

13.

14.

15.

16.

17. Неподалёку от Успенской горы, но внизу у реки, находится площадь тысячелетия Витебска. На ней расположены Благовещенская церковь, памятник древнеполоцкой архитектуры XII века (за столетия неоднократно перестраивалась, была сильно повреждена во время войны, затем взорвана в 1961 году при устройстве трамвайной линии и восстановлена в 1993-1998 в первоначальном облике XII века), а также деревянная церковь Александра Невского, построенная в 1993 году в старинном стиле, сочетающем традиции белорусского и северного зодчества.

18. Кировский мост - старейший из сохранившихся мостов Витебска. Он был открыт после войны, в 1955 году, на месте разрушенного старого моста.

19. Рядом с мостом Кирова расположен мост Блохина. Нынешний мост - новый, 1992 года. А стоявший на этом месте до конца 80-х его предшественник пережил войну - при отступлении гитлеровцы заминировали его и должны были взорвать, но наступавшие советские войска уничтожили охрану и вовремя сумели разминировать конструкцию. Командиру сапёрного взвода Фёдору Блохину было присвоено звание Героя Советского Союза, а после смерти Блохина в 1974 году мост был назван в его честь. Новый мост унаследовал имя своего предшественника.

20. Вечный огонь и монумент на площади Победы.

21.

22. Покровский собор, построенный в 1814 году как костёл католического монастыря. После закрытия монастыря в 1847 году перестроен под православную церковь. Этот собор пережил и войну, и уничтожения церквей в советское время. К 1980-м годам полузаброшенное здание обветшало, было на грани разрушения, но его удалось восстановить и отреставрировать в 1987-1990 годах.

23. Летний амфитеатр - место проведения знаменитых фестивалей искусств "Славянский базар" и других культурных мероприятий.

24. Памятник Пушкину и Воскресенская церковь на заднем плане.

25. Воскресенская церковь, Ратуша и улица Ленина.

26. Классическая послевоенная застройка.

27. Монументальные послевоенные дома на пересечении улицы Ленина с улицей Горовца.

28. Ильич и Филармония.

29. Вид на Западную Двину из парка Партизанской славы.

30. Старинный жилой дом XIX века.

31. Сквер героев Отечественной войны 1812 года.

32. Военное кладбище.

33.

34. Очень красивый католический костёл Святой Варвары, расположенный чуть в стороне от основного исторического ядра Витебска (построен в 1785 году, расширен и перестроен в 1885 году в неороманском стиле, во время войны сильно повреждён и восстановлен в 1988-1993 годах).

35. В заключение - немного транспорта. "Парад трамваев". :))

36.

37. Железнодорожный вокзал. Белорусское ноу-хау - классическая пригородная "рижская" электричка на неэлектрифицированной железной дороге Орша - Витебск. :))

38. В качестве локомотива электрички при этом используется секция тепловоза М62.

39. А вот и наш поезд Полоцк - Москва.

40. Выпускавшиеся на Коломенском заводе с 1960 по 1987 годы тепловозы ТЭП60 сегодня уже практически везде выведены из эксплуатации. При этом дольше всех они эксплуатировались именно в белорусском локомотивном депо "Витебск". Раритетный тепловоз ТЭП60-0428 с поездом Полоцк - Москва подходит к перрону Витебска. Напомню, что это фото сделано несколько лет назад. По состоянию на январь 2019 года последним в мире действующим тепловозом данного типа является тепловоз ТЭП60-0429. Он также работает в локомотивном депо "Витебск". Возможно сохранят в качестве действующего музейного экземпляра?

41. Мы ехали домой в предпоследнем вагоне поезда. А последним вагоном к нашему составу откуда-то из тупика подцепили вагонзак с заключёнными. Что же - значит компания в дороге будет хорошей и обратный путь пройдёт на ура. :))

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened