Category:

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.

Спиридоновка - улица в центре Москвы, начинающаяся от Малой Никитской улицы и заканчивающаяся на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринскую улицу. Длина Спиридоновки невелика и составляет около 800 метров. Однако эта дистанция достаточно насыщена историческими постройками, в число которых входит и великолепный особняк Зинаиды Морозовой. Дом был построен знаменитым предпринимателем, меценатом, благотворителем, мануфактур-советником Саввой Морозовым. Автором проекта неоготического здания стал архитектор Федор Шехтель. В 1909 году особняк был приобретен Михаилом Рябушинским, который желал жить рядом со своим братом Степаном. В советское время в стенах здания размещался Дом приемов Министерства иностранных дел. Эту функцию здание выполняет и сегодня. Особняк Зинаиды Морозовой является объектом культурного наследия федерального значения.

Савва Тимофеевич Морозов был весьма незаурядной и противоречивой личностью. Он происходил из старообрядческой семьи Морозовых, принадлежа к ветви Тимофеевичей. Савва Морозов имел прекрасное образование. Окончив 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета и в 1887 году получил диплом химика. В эти годы С. Т. Морозов написал значительную работу - исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым. В 1885-1887 годах Савва Тимофеевич изучал химию в Кембриджском университете и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках в Манчестере. В 1886 году С. Т. Морозов становится директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко".

Савва Тимофеевич Морозов

История строительства особняка на Спиридоновке связана с женой Саввы Тимофеевича Зинаидой (Зиновией) Григорьевной Морозовой, в девичестве Зиминой. Их брак начался со скандала. Изначально Зинаида Григорьевна вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова, однако уже во время венчания произошло ее знакомство с Саввой Тимофеевичем, приходившимся жениху двоюродным дядей. Спустя некоторое время Савва Морозов прислал супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры. Сергей Викулович предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида пришла без сопровождения. Савва Тимофеевич проводил гостью в зал, а вскоре до Марии Фёдоровны Морозовой, начали доходить слухи о тайных встречах ее сына Саввы с Зинаидой Григорьевной.

Зинаида (Зиновия) Григорьевна Морозова.

Развод - событие, из ряда вон выходящее в старообрядческой среде, однако именно он стал следствием сложившейся ситуации. Новым ударом для родственников, как Морозовых, так и Зиминых, стало решение о женитьбе Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны. Григорий Ефимович Зимин тогда сказал: "Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть". Не менее жестко отреагировала на новость Мария Федоровна Морозова: "Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо". Однако 24 июня 1888 года бракосочетание Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны состоялось. А в 1893 году С. Т. Морозов приобрел старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и оформил ее на имя своей жены.

Улица Спиридоновка. 1900-1917 гг. В правой части фотографии - особняк Зинаиды Морозовой. Архив ЦИГИ. Источник: PastVu

На участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А. Л. Витбергом для поэта И. И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту Федора Шехтеля. Архитектор предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики. Федор Шехтель за пару месяцев подготовил около 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но и аксессуары внутреннего убранства.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Рисунок Ф. Шехтеля.

Пышное новоселье состоялось 8 февраля 1897 года. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.

Дом С. Т. Морозова на Спиридоновке.

В Москве про морозовский особняк ходила едкая эпиграмма:
Сей замок навевает много дум,
И прошлого невольно станет жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Теперь царит фабричная смекалка.

Хотя Савва Тимофеевич был фабрикантом, руководил достаточно крупным предприятием, он какое-то время укрывал в особняке на Спиридоновке революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция.

Дом С. Т. Морозова.

В 1905 году Савва Тимофеевич с детьми сфотографировался на фоне заднего фасада особняка на Спиридоновке, а спустя некоторое время его жизнь трагически оборвалась. 15 апреля 1905 года консилиум, в котором участвовали врачи Г. И. Россолимо, Ф. А. Гриневский и Н. Н. Селивановский, пришел к выводу, что у Саввы Морозова «тяжёлое общее нервное расстройство». Рекомендовалось направить Морозова для лечения в Европу. В сопровождении жены и доктора Селивановского Савва Морозов выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 26 мая 1905 года он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Неофициальная версия - его убили, инсцинировав самоубийство.

Савва Тимофеевич Морозов с детьми на Спиридоньевской. 1905 г.

В 1909 году, уже будучи замужем в третий раз, Зинаида Григорьевна продала особняк, построенный покойным Саввой Тимофеевичем. Дом вместе со всей обстановкой был куплен Михаилом Рябушинским за 870 тысяч рублей. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой. Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского.

Спиридоновка. Двор особняка Рябушинского (бывший Морозовых). 1910 г. Музей Истории Благотворительности.

Летом 1918 года Рябушинские были вынуждены эмигрировать. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым сундуком. Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В 1929 году особняк был передан Наркомату иностранных дел и в 1938 году стал Домом приемов.

Дом приемов НКИД. Вероятно 1938-1947 гг. Из книги "90 лет ГОНу 1921-2011".

К 1970-м годам интерьеры были окончательно изуродованы советскими ремонтами, фрески и позолота побелены, везде стояла канцелярская мебель.

Вид на парадный подъезд Дома Приемов МИД с хозяйственного двора. 1973 г. Фотография Козаржевского. Архив В. Е. Сусленкова.

С 1973 по 1989 год особняк Морозовой реставрировали: его директор Евгений Байков лично собирал по комиссионным магазинам антиквариат для оформления интерьеров. После окончания реставрации в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. 1982 г. Фотография Л. Еллинской. Студия "Диафильм".

Стоит упомянуть про изначальные интерьеры. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель были сделаны на мебельной фабрике П. А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол».

Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

4 августа 1995 года в особняке Зинаиды Морозовой произошел опустошительный пожар. Здание пришлось восстанавливать ускоренными темпами – триста человек работали посменно и закончили всё меньше чем за год.

Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. 1995 г. Снимок после пожара. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

Особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью Федора Шехтеля и уже в 1996 году здесь прошла встреча «Большой Восьмерки».

Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. 1995 г. Снимок после пожара. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

В настоящее время в особняке Зинаиды Морозовой располагается Дом приемов Министерства иностранных дел России.

Здание построено в неоготике со всеми присущими этому стилю деталями - стрельчатыми оконными проемами, пинаклями, химерами, орнаментами "рыбий пузырь". Объемно-простанственное решение особняко асиммитрично. Один из углов здания акцентирован ризалитом в форме средневековой башни.

Ризалит завершен высоким резным парапетом, в оформлении которого использован орнамент, характерный для готической архитектуры.

Углы ризалита-"башни" украшают элементы, стилизованные под навесные бойницы - машикули.

Водосточные трубы завершены изображениями химер.

Еще одна химера изогнулась на террасе, расположенной в уровне второго этажа с северо-западной части дома.

Композиция главного фасада усложнена эркером, эффектно завершенным четыремя пинаклями. В эркере на втором этаже имеется трехстворчатое окно, что вкупе с неоготической архитектурой послужило основанием для версии, что именно этот особняк стал прототипом дома Маргариты из романа Булгакова. Впрочем с булгаковским описанием морозовский дом совпадает лишь частично.

Главный вход в здание располагается на северо-западном фасаде, а юго-восточный фасад с террасой и колоннадой обращен в сад. Эта часть дома трактовалась архитектором, как более приватная.

Терраса юго-восточного фасада поддерживается рядом стрельчатых арок, установленных на колонны с почкообразными капителями.

Встречают посетителя морозовского особняка два готических фонаря, установленных на столбах въездных ворот.

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в виде романтического замка вот уже много лет остается удивительным воспоминанием об интересной и трагической истории России рубежа XIX-XX веков, истории, произошедшей как в жизни владельцев здания, так и в самой стране.

@

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened