vladimirkrym

Categories:

Основные направления социальной деятельности государства в первые годы советской власти. Ч.1.

События октября 1917 года послужили отправной точкой для нового этапа исторического развития Российского государства. Революционные действия привели к переменам в системе общественных отношений, включая и сферу социальных отношений. Начавшиеся изменения сущности государства обусловили установление контроля над всеми сферами жизни общества, а также определили необходимость проведение действенных мероприятий по реализации социальной политики.

Последствия промышленной революции и капиталистических отношений стали причиной имущественного расслоения общества на классы. Возникшие противоречия между классами привели к нарастанию социальных недовольств в обществе, что требовало незамедлительного решения со стороны государства.

Взяв курс на построение социалистического государства, советская власть стала проводить политику по созданию бесклассового общества. Согласно марксистской теории государство стремилось создать общество всеобщего равенства и социальной справедливости, в котором удовлетворялись бы потребности всего населения. Перед государством стояла задача по обеспечению всех членов общества средствами к существованию и свободному развитию. [1]

С момента образования Советского государства социальная политика занимает одно из ведущих мест в системе его функций. Вся функциональная система носила социальный характер, что было обусловлено стоящими перед новым государством целями и задачами. Сложившейся к тому времени тяжелая социальная обстановка в стране указывала на необходимость проведения незамедлительных мероприятий по совершенствованию социальной сферы государства. Основными направлениями по преобразованию социальной жизни общества являлись социальное обеспечение, здравоохранение, образование и трудовые отношения.

Реализация социальной функции в первые годы советской власти была весьма затруднена сложившейся тяжелой социально-экономической обстановкой стране. Последствия военных действий и революционных событий порождали недовольства среди населения. Бедственное положение значительной части граждан, низкий уровень жизни, отсутствие необходимой медицинской помощи, распространение беспризорности и высокий уровень смертности, особенно среди детей, требовали незамедлительного изменения социальной обстановки в стране.

Особое значение для развития социальной деятельности Советского государства имела система социального обеспечения. 29 октября (11 ноября) 1917 г. при Совете народных комиссаров создается Наркомат государственного призрения, который в апреле 1918 г. переименовывается в Наркомат социального обеспечения. С этого времени социальная поддержка граждан возлагается на специальные органы государственной власти, ведающие социальным и пенсионным обеспечениям, оказывающие помощь инвалидам и осуществляющие защиту материнства и детства.

Организация и развитие системы социального обеспечения и социального страхования являлись одним из важнейших направлений в реализации социальной функции. Социальная помощь оказывалась представителям наемного труда и членам их семей и охватывала все виды рисков, в том числе болезнь, старость, получение увечий, инвалидность, беременность и т.д.

В декабре 1917 г. принимается декрет «О страховании на случай болезни» [2], который устанавливал выплату пособий в случае болезни, родов или смерти работника. Кроме того вводилось положение о предоставлении бесплатной медицинской помощи, включающей в себя не только оказание первой помощи, но и всех других видов лечения. Позднее были введены страхование от безработицы.

В 1918 г. вводится в действие Положение о социальном обеспечении трудящихся[3], которым закрепляется новое направление реализации
социальной функции в виде социального обеспечения. Правом на социальное обеспечение обладали трудоспособные граждане в случае временной или постоянной утраты способности к трудовой деятельности. Данное Положение определенные виды предоставляемого социального обеспечения: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и другие. Особенностью данного акта являлось то, что его меры социальной поддержки были направлены лишь на представителей рабочего класса. Социальное обеспечение крестьян не являлось частью государственной системы, предоставлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи[4]. По Положению о крестьянских обществах взаимопомощи социальное обеспечение предоставлялось из колхозных касс взаимопомощи семьям военнослужащих, инвалидам, престарелым и самым бедным жителям деревни. Также они оказывали содействие при наступлении бедствий, организовывалась общественная трудовая помощь.

Еще одним важным направление проявления социальной функции Советского государства стало борьба с безработицей. Тяжелая экономическая ситуация в стране, приостановка производства, массовые забастовки порождали все большее количество безработных. Но в советском государстве труд являлся «обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» [5]. Таким образом, обязательность труда устанавливалась для всех в равной мере, а в случае нежелания трудиться применялись нормы Уголовного кодекса о тунеядстве. Борьба с безработицей заключалась в полном обеспечении занятости населения. В случае невозможности предоставления человеку рабочего места, ему выплачивалось пособие по безработице в размере необходимом для удовлетворения минимальных потребностей. Кроме того для безработных специально создавались общежития, организовывались пункты питания, а также предоставлялись и другие виды трудовой и материальной помощи[6].

Помимо материальной помощи, для решения проблемы безработицы была организована в 1918 г. биржа труда [7]. Она осуществляла учет безработных, оказывала им социальную помощь, подбирала возможные варианты для трудовой деятельности.

Политика обеспечения всеобщей занятости советского населения несомненно требовала правового регулирования трудовых отношений. В 1918 г. принимается Кодекс законов о труде [8], который регулирует трудовые отношения лиц работающих по найму. Кодекс регламентировал вопросы труда и отдыха, устанавливал 8-часовой рабочий день.

Немаловажное значение в развитии социальной политики Советского государства имело создание пенсионного обеспечения. Первоначально правом на пенсионное обеспечение обладали солдаты Рабоче-Крестьянской Красной Армии в случае наступления инвалидности и члены их семей при потере кормильца [9]. Лишь в 1930 г. было введено обеспечение по старости, основанием, для предоставления которого являлось наступление пенсионного возраста для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет[ 10].

Особое внимание социальной политики было направлено на развитие системы здравоохранения. Существовавшая к моменту образования Советского государства высокая смертность и массовое распространение различных инфекционных заболеваний, нехватка квалифицированных кадров и специализированных учреждений указывали на глубочайшие недостатки в системе здравоохранения. В связи с этим 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов создается Медико-санитарный отдел, а со временем и в остальных районах были созданы аналогичные отделы и Врачебные коллегии. Но для налаживания организации и дальнейшего развития здравоохранения необходимо было создать единую систему, что обусловило образование Народного комиссариата здравоохранения, в ведение которого перешло все руководство медико-санитарным делом страны[11].

Вся система здравоохранения Советского государства основывалась на положения бесплатности и общедоступности. Развивалось повсеместное строительство государственных больниц и лечебных учреждений. Немаловажное значение имели и профилактические медицинские мероприятия по оздоровлению общества и предупреждению развития инфекционных заболеваний. В первые годы советской власти было принято значительное количество нормативных актов, регламентирующих деятельность системы здравоохранения. Только В.И.Лениным как председателем Совнаркома было подписано больше 200 декретов и постановлений [12].

Другим направлением в реализации социальной функции Советского государства стала социальная защита несовершеннолетних и борьба с беспризорностью. Государство уделяло большое внимание воспитанию детей, поскольку стремилось привить им идеологические основы построения социалистического государства, ведь они являлись «будущей нашей опорой коммунистического строя» [13].

Социально-экономические проблемы общества в большей степени влияют на незащищенные слои населения, особенно на детей. Вследствие чего в стране широко была распространена беспризорность и безнадзорность среди молодого поколения. Причинами этому были также: голод, бедность, безработица и т.д. Родители не могли не только обеспечить, но и прокормить себя и своих детей. Кроме того много детей потеряло родителей во время Первой мировой и Гражданской войн. Толпы детей перемещались по стране в поисках какого-либо пропитания и пристанища. Результатом развития данной проблемы стало распространение различных заболеваний среди детей и рост детской смертности.

Вопросы организации помощи беспризорным детям находились в ведении Народного комиссариата государственного призрения, а затем перешли к Наркомату социального обеспечения. В 1919 г. был создан Совет защиты детей[14], с 1921 г. образована Комиссия по улучшению жизни детей[15]. Задачами указанных органов являлось оказание помощи несовершеннолетним в виде одежды, продовольствий, жилья и т.д. Для ликвидации детской беспризорности создавались детские дома, в которых предоставлялось питание и медицинское обслуживание.

В 1920-е гг. создаются детские адресные столы, а при Наркомпросе РСФСР - Центральный детский стол. Эти подразделения сосредоточивали все сведения о детях РСФСР, которые потеряли родителей или утратили связь с ними. Они были предназначены для розыска родственников и возвращения детей домой.

Задача государства о полной ликвидации беспризорности в первые годы советской власти была практически невыполнима. Для этого необходимо было наличие огромных материальных средств, которых в тот период катастрофически не хватало. Но государство смогло предотвратить дальнейшее развитие беспризорности, приостановить ее рост и распространение. Были заложены основы для дальнейшей борьбы с этой проблемой.

Другим направлением реализации социальной функции стало организация и развитие образования, культуры и науки. В 1918 г. произошло отделение церкви от государства и школы от церкви[16], тем самым были введены светские принципы обучения.

Перед государством стояла задача по проведению культурной революции для социалистического преобразования страны. Для этого необходимо было ликвидировать неграмотность среди населения, обеспечить развитие народного просвещения, подготовить квалифицированные кадры, организовать развитие науки и культуры.

При Совнаркоме был создан Народный комиссариат просвещения. В его ведении находились все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения[17].

В 1919 г. принимается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывающий граждан, не умевших читать и писать, обучаться грамоте[18]. Целью данного акта была полная ликвидация неграмотности в стране. Повсеместно проходило создание школ, как для детей, так и для взрослых. Грамотное население привлекалось для обучения неграмотных.

Активное проведение социальной политики в первые годы Советского государства было обусловлено сложившейся социально-экономической обстановкой в стране. Последствия Первой мировой и Гражданской войн оставили после себя только разруху в хозяйстве, голод, нищенство. Начавшиеся изменения в социальной сфере жизни общества позволили решить многие проблемы издавна существовавшие в стране. Был ликвидирован «синдром бедняка», что способствовало увеличению продолжительности жизни людей и снижению детской смертности.

Советская власть смогла обеспечить занятость большой части населения, создала возможность для предоставления бесплатной медицинской помощи, развивала систему всеобщего бесплатного образования, пенсионного обеспечения, осуществляла социальную защиту беспризорных детей. Став единственным субъектом социальной политики, государство осознало всю важность и значимость социальной функции, и благодаря планомерной реализации социальной деятельности в социальной сере произошли существенные изменения. Но это были лишь предпосылки для дальнейшего развития системы социальной поддержки населения.

Новикова Анна Сергеевна аспирант Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия.

Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.

20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью;
1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов;
1923 г. – Всероссийское общество слепых;
1926 г. – Всероссийское общество глухонемых;
1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной
промышленности;
1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой
промышленности и транспорта,

Социальное обеспечение:

- выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам);
- охрана материнства и младенчества;
- работа в детских домах;
- борьба с детской беспризорностью;
- выдача продовольственных пайков;
- обеспечение увечных солдат Красной армии;
- медицинская помощь.

Крестьянская взаимопомощь стала актуальной в условиях голода
- оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам (пособия, ссуды, трудовая помощь);- социальная взаимопомощь - общественные запашки,- запасные магазины,- поддержка школ и больниц, изб-читален, домов для инвалидов;- правовая помощь (защита интересов малоимущего слоя при взимании налогов, отпуске леса, наделении лугами и т.д.)

Во время Гражданской войны 1921-1922 гг. в советском государстве ощущалась острая нехватка продуктов питания, одежды, промышленных товаров. Для координации действий по спасению голодающих при ВЦИКе декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим — Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: 1) выяснение размеров голода, 2) рассмотрение ходатайств о признании голодающими отдельных губерний и уездов, 3) поиск средств для борьбы с голодом.

После ликвидации Помгола (октябрь 1922 г.) была организована Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода — Последгол, - выдвигаются новые цели и задачи государственной помощи.
- оказание помощи детям, призрение и их эвакуация из голодных районов, - осуществляется организация помощи инвалидам.

Спасение детей, преодоление детской беспризорности, преступности острая проблема социальной политики Советской власти.
- создан Совет защиты детей, затем Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК в 1921 г.
- Организовывались детские трудовые коммуны, - воспитывали беспризорников.
- ликвидация безграмотности, создание школ.

Уделялось внимание обеспечению подростков и молодежи работой в условиях роста безработицы.

@


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened